Эффективность передвижения, скорость, и выполнения многих трюков сильно зависит от того, во что трейсер обут. Именно на стопу приходится не только большинство нагрузок, но и самые травмоопасные нагрузки — приземления при прыжках с разных высот. Поэтому, выбору тренировочной обуви следует уделить особое внимание. Основные требования для обуви трейсера: — хорошее сцепление с поверхностью — амортизация — устойчивость — маленький вес — сохранение благоприятного микроклимата стопы — надёжность Рассмотрим более подробно, откуда взялись такие требования. — Сцепление с поверхностью — это требование особенно актуально для паркура, т. к. трейсер часто использует вертикальные поверхности, сцепление с которыми особо важно и, зачастую, определяет выполнимость некоторых трюков. Это может быть как обычная пробежка или толчок на стенке, так и торможение при спуске с высот, с которых нельзя просто спрыгнуть. — Устойчивость — эта характеристика подошвы предотвращает подворачивание ног и увеличивает сцепление с поверхностью. — Амортизация — сглаживает резкие нагрузки на стопу, в некоторой мере страхует стопу и весь скелет от травматических нагрузок. В дополнение к этому, амортизация позволяет подошве прогибаться, приспосабливаясь под рельеф поверхности, сглаживая мелкие неровности и камешки, уменьшая точечные травматические нагрузки на стопу и увеличивая сцепление с поверхностью. — Маленький вес — кроме того, что небольшой вес обуви позволит дольше тренироваться не утомляя ноги, он также увеличит скорость и контроль движений. — Микроклимат — от него зависит здоровье стопы в общем. Т. к. стопа подвержена большим нагрузкам и находится в близком контакте с пылью с земли, она потеет, пачкается, натирается и подвергается повышенному воздействию микроорганизмов. Поэтому обувь должна свободно «дышать», не нарушать кровообмен, выводить влагу и, желательно, чтобы внутренняя поверхность обладала антисептическими свойствами (для этого можно использовать специальные пропитки). — Надёжность — это означает, что обувь выдержит нагрузки, и в критический момент у неё не оторвётся подошва или протекторы, а шнурки, при падении, зацепятся за гвоздь в стенке и спасут трейсеру здоровье или жизнь (шутка;)) Устройство кроссовка В кроссовке можно выделить такие основные детали и их назначения, полезные для всех любителей активной жизни: — Задник: фиксирует пятку в области ахиллова сухожилия. Препятствует скольжению ноги, что обеспечивает нормальное положение стопы. — Шнуровка: кроссовок в зашнурованном виде не должен сдавливать стопу, это мешает кровообращению. — Стелька: бывает двух видов — обычная и ортопедическая. Обеспечивает дополнительное удобство и амортизацию. — Промежуточная подошва: чаще всего изготавливается из EVA (этил-винилацетата) различной жесткости. Предназначена для поглощения удара и контроля движения. — Система поддержки свода стопы: предотвращает чрезмерное скручивание стопы. — Система амортизации задника: снижает ударные нагрузки. — Система амортизации носка: уменьшает давление на стопу при переносе тяжести с носка на пятку. — Жесткая пяточная часть: элемент фиксации пятки, изготавливаемый из пластика. — Подметка: ее основная функция — обеспечение гибкости и свободы движения стопы в кроссовке, а также хорошее сцепление с поверхностью. Как выбирать кроссовки Особое внимание при выборе кроссовок следует уделить протекторам, и материалам, из которых они изготовлены. На кроссовках может быть написано всё что угодно, любые мега-гига технологии, но проверять всё нужно на практике. Материал должен быть мягким и цепким. Чтобы это проверить, достаточно провести пальцем по поверхности подошвы — если палец не скользит, то материал будет цепляться за любую поверхность. Не берите, если материал твёрдый и скользкий — на ровных бетонных или металлических поверхностях он будет скользить с любыми протекторами. Сами протекторы должны выглядеть как небольшие выступающие квадраты, ромбы, круги — главное чтобы они не были сплошными длинными линями. Ни в коем случае не берите кроссовки с плоской подошвой — такие предназначены для зала. Также обратите внимание на амортизацию носка. Т. к. большинство приземлений выполняется именно на носки, амортизация на пятке выполняет скорее страхующую роль, и не принимает всех нагрузок на себя. В придачу к этому, амортизация на носке сгладит острые неровности, мелкие камешки при беге, и увеличит время соприкосновения со стенкой, что позволит сделать более сильный толчок. Для того, чтобы определить наличие амортизации, достаточно сжать пальцами подошву с боков — места где есть амортизация будут заметно мягче на ощупь. Внешний вид особого значения не имеет, т. к. всё равно через месяц тренировок кроссовок превращается грязную, с истоптанной подошвой, галошу. Любой амортизации хватает максимум на три месяца, протекторы живут немного дольше.